Храм Архангела Михаила, село Тургень

«Святыня, восставшая из пепла» Интервью с настоятелем храма во имя Архангела Михаила в селе Тургень иеромонахом Варсонофием Ларионовым

 

— Отец Варсонофий, храм во имя Архистратига Михаила — старейший храм в крае, он существует с 1864 года.

«Святыня, восставшая из пепла» Интервью с настоятелем храма во имя Архангела Михаила в селе Тургень иеромонахом Варсонофием Ларионовым

—  Жизнь храма неотделима от жизни людей. Приезжали в старину в эти края, на новые места, православные люди, и что делали в первую очередь? Строили храм. Хоть самый простой, из земли, но без храма – никак. Здесь входили в жизнь, крестясь, жили – венчаясь, причащаясь, молясь о своих семьях, урожае и благоденствии края, и уходили в жизнь вечную. Страна в ХХ веке пережила трагедию, из нее вырывали ее дух, ее достоинство. Страдали священники и миряне, страдали святыни и храмы. Много претерпел и наш храм в те страшные годы, но возродился, и началась в его стенах духовная жизнь. Новым испытанием стал – пожар, который случился 6 февраля 2018-го года. Как сказал прежний настоятель храма, протоиерей Георгий Гуторов: «Михаиловский храм – храм мученик». В те тяжелые и скорбные дни митрополит Александр, поддерживая нас всех, и морально – молитвой, и материально – находя средства для возрождения сгоревшей церкви, подарил мне крест наперсный со словами: «Вам в утешение и для укрепления духовного и телесного для многих-многих дальнейших ваших трудов». Никогда не забуду и такие слова, которые владыка произнес по завершении чина освящения закладного камня в основание возрождающегося Михаиловского храма: «Сейчас не время унывать и сетовать. Случившееся испытание – повод для всех нас явить силу своей веры и упования на милость Божию. Вразумленные этим непростым уроком, мы с вами, объединенные любовью к родному храму, приложим все усилия для того, чтобы святыня восстала из пепла». И слава Богу – святыня восстала из пепла. Тогда же, в благословение возрождающемуся храму, митрополит Александр передал Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы и под благодатным покровом Царицы Небесной начались работы.

— Отец Варсонофий, расскажите о процессе возрождения храма.

— Помогали и продолжают помогать люди со всего Казахстана и из самых разных стран мира. Протоиерей Георгий Гуторов, который сейчас служит в Москве, организовал сбор средств. Мусульмане очень близко к сердцу приняли нашу скорбь. Корпоративный благотворительный фонд «Уақып», который строит мечети, оказал нам финансовую помощь. Сразу после трагедии пришел местный мулла, искренне посочувствовал и тоже пожертвовал сумму на воссоздание святыни. Спасали имущество от пожара не только наши работники, прихожане, православные сельчане, но и молодые ребята – казахи, курды. Аким здешний всегда к нам очень хорошо относится. Со всех сторон шла помощь. Слава Богу за все. И посмотрите, какой красавец-храм теперь у нас перед глазами. Сейчас уже практически завершено его строительство, осталась лишь внутренняя отделка. Работы не прекращались даже зимой, так как в здании тепло и можно работать не прерываясь. Храм в основных чертах повторяет облик старой церкви. Когда люди едут по дороге, замечают его издалека и говорят: «Увидим крест, купола и сердце радуется. Жив наш храм». Территория рядом с храмом станет еще красивее, так как и старая березовая роща уцелела, и новые посадки планируются.

— Богослужебная жизнь продолжается?

— После пожара служили в здании воскресной школы, потом в часовне. Теперь есть возможность служить в цокольном этаже нового храма. В дальнейшем там разместятся баптистерий, учебные классы воскресной школы, церковный краеведческий музей и подсобные помещения.

— Если вновь обратиться к истории, хочется вспомнить и о том, как всем миром возвращали православным верующим этот храм в 1988 году, всем миром возрождали его под руководством отца Георгия Гуторова.

— Тогда очень серьезно помог Сергей Александрович Терещенко (прим. авт. известный казахстанский политический деятель, с 16 декабря 1991 года по 14 октября 1994 года занимал пост премьер-министра РК). Он выкупил землю, на которой находится храм, а это целый гектар земли, и передал ее приходу. Сергей Александрович и в этот раз сильно поддержал нас – дал средства на покупку кирпича для возведения всего здания храма.  Николай Федорович Жалыбин, (ныне почивший), довольно крупный, по здешним меркам, предприниматель, владелец пошивочной мастерской, как только узнал, что она, оказывается, расположена в здании бывшей церкви, не раздумывая безвозмездно отдал помещение общине. Когда храм вернули, он был, конечно, сильно разрушен. Предстояла полная реконструкция здания, установка купола и возведение колокольни. Строили из самого разного материала, который только был под руками. Росписи и иконы в иконостасе выполнил в 90-е годы протоирей Андрей Бурдин. К большому нашему горю они не имели никакого шанса уцелеть при пожаре. Какие незабываемые были тогда времена! Люди, истосковавшиеся по духовной жизни, шли в храм, по 70 человек одновременно крестили в Михайловской церкви. Вот смотрите, что написал один журналист о тех временах и нашем храме: «На службы, а особенно по праздникам, площадка перед воротами была забита автомашинами. Паства собиралась сюда не только из прихода, многие приезжали из окрестных сёл и даже из Алма-Аты. А были и такие, кто специально переезжал в Тургень только ради того, чтобы быть поближе к этому святому месту» (при. авт. цитата из статьи А. Михайлова «От пыточной и клуба до пожара: удивительная история одного храма и его настоятеля).

— Некоторые спорят об историческом месте расположения храма? Точно ли он был здесь?

— Конечно, именно здесь. Ближе к горам располагался первый земляной храм, который переселенцы построили в 1864 году. А храмы 1878-го, 1892-го годов уже строились здесь, на том месте, где стоит и нынешний. В этом не может быть никаких сомнений. Когда мы разбирали сгоревшие стены, копали котлован, то находили огромные камни, из которых был построен фундамент того прежнего храма, и бревна тянь-шаньской ели. Из этих бревен мы потом будем делать мебель для классов воскресной школы – полки, парты. Вот, уже сделали скамейки. У нас готова столярная мастерская – все работы по дереву сами собираемся делать.  Как сельчане того времени ухитрялись огромные камни, которые мы находили в фундаменте, грузить на телеги, сюда привозить и еще из них делать столбы, одному Богу известно. Мы могли их только краном поднимать.

— Почему храм было решено повторить именно в таком виде, какой он и был?

— Прежний храм был любим и народом, и духовенством, поэтому без всяких сомнений решено было создавать церковь, которая бы повторяла его привычные черты. Через этот храм прошли многие клирики нашего благочиния – здесь было начало их служения, становления как священнослужителей. Священники, которые служат сейчас в Маловодном, в Алексеевке, в Талгаре, вышли отсюда. И протоиерей Валерий Шаврин, и протоиерей Вадим Алексеев, который сейчас в Жетыгене, наш благочинный – игумен Игнатий (Сидоренко). Первый настоятель Михаиловского храма, открытого в 90-е годы, протоиерей Георгий Гуторов сейчас служит в Москве в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. У нас сохраняется с ним тесная, дружеская связь. Память у него великолепная – всех прихожан помнит, интересуется их жизнью. Они тоже общаются с ним, сообщают о новостях храма, села. Отец Георгий приезжал на 120-летие храма, подарил нам евхаристический набор – серебряный, с очень красивой инкрустацией. Когда я бываю в Москве, то обязательно захожу к нему, служим вместе. Протоиерей Анатолий Бойко настоятель храма во имя святителя Алексия навещает нас; он подарил храму паникадило большое. Сказал, узнав о случившейся трагедии: «Когда храм сгорел, как детство закончилось». Так что, все помнят храм Архангела Михаила, любят его, приезжают.  У нас есть традиция: в первый день Светлой Седмицы мы все здесь собираемся, служим.

— Отец Варсонофий, Вам пришлось освоить профессию строителя. Как Вы справляетесь с этим послушанием?

— Да, строительством много в жизни приходилось заниматься – возводили воскресную школу, часовню, теперь вот новый храм построили – большой, красивый. Но это почти как у всех настоятелей. Как-то мне в августе говорят: «Ты «День батюшки» отмечаешь?»  «Какой еще «День батюшки»?» – удивляюсь. «Да «День строителя»!» И, действительно, какой батюшка не строит (смеется)? Все строят. Но это только одна сторона, и не основная, конечно. Есть куда более сложные задачи. Священство – это ведь не работа, а служение. Здесь три села в округе. С людьми надо общаться, встречаться и говорить с ними о Боге, о спасении души, о разных моментах в жизни. Надо знать еще такую вещь: когда выполняешь свои обязанности – и по духу, и по должности – ты получаешь радость. Устал, а тебя просят помочь. Собираешься с последними силами идешь, помогаешь и получаешь радость, и силы появляются. Это касается всех: просят тебя помочь, иди, помоги и получишь радость.

— Отец Варсонофий, у Вас имеется высшее светское образование. Расскажите об этом.

— Да, в свое время я окончил механико-математический факультет Казахского государственного университета; специализация – механика сплошных сред. Сегодня это известный ВУЗ Республики – Казахский национальный университет имени аль-Фараби.

— Существует стереотипное мнение, что путь ученых к Богу более труден, чем у людей других сфер деятельности.

— Как раз наоборот. Ученые всегда ищут истоки, думают, анализируют и часто приходят к Истине – Господу нашему Иисусу Христу. Иначе правильная картина мира ну никак не складывается, без этого Истока, Начала всего. Нас тоже всегда учили искать истоки. Вот я искал и нашел. Решение же принять Православие у меня пришло во время паломничества в мужскую пустынь во имя святых преподобномучеников Серафима и Феогноста. А крестился я на праздник Преображения Господня, 19 августа, символично очень – сам через таинство Крещения духовно преобразился.

— Как монаха Вас хочется спросить о смирении и послушании. Как эти добродетели стяжать?

— На такой вопрос кратко не ответишь. Чтобы иметь смирение, надо уметь прощать. Научишься прощать – научишься смиряться. Другого пути нет. Не думай, что тот человек, с которым разговариваешь, думает точно также как ты. Есть такая вещь – парадигма. У тебя она одна, у другого – другая. Вот это надо принять. Побыть там, в той парадигме, чтобы понять человека, почему он так говорит. И спорить – не спорь. Ну, не спорь! Споры к чему сводятся? «Я лучше, чем ты». Значит, уже вознесся, значит, ты уже фарисей, а тот другой – мытарь. А так, в жизни, все окружающие нас смиряют. Каждый человек для нас как «наждак» – счищает с нас все наносное, всю эту «горделиво-самонадеянную» стружку. Свое «я» нужно убирать. Без прощения нет смирения, прощения же нет без терпения. Как формула: терпишь-прощаешь-смиряешься-любишь.

— Батюшка, еще про святыни храма хочется спросить. Они сохранились?

— Конечно. Есть у нас икона с частицей мощей блаженной Матроны Московской, подаренная храму архиепископом Алексием (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) в 2003 году, икона с частицей мощей священномученика Виссариона, пресвитера Урджарского, частица мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Очень хотят прихожане, чтобы в венчальной часовне пребывали у нас мощи святых Петра и Февронии – небесных покровителей православного супружества. Будем просить об этом священном даре нашего архипастыря – митрополита Александра.

— Как живет сейчас приход? Проводится ли у вас работа с молодежью?

— Работают воскресная школа «Вертоград» и ее младшая группа «Солнышко». По средам проводятся «Библейские занятия» для взрослых. Совсем молодые люди туда тоже бывает приходят. Молодежь мы планируем периодически возить на «Чайные встречи», в Алма-Ату, которые проводит игумен Игнатий (Сидоренко) в зале церковных собраний при Никольском соборе. А вообще пока все подчинено строительству храма. Все силы сюда. Каждый день как в бой.

— Но сейчас же вы уже на завершающем этапе?

— Интенсивная стройка идет всего полтора года. Это очень небольшой срок для возведения такого здания. Сейчас идет внутренняя отделка храма. Потолки непростые – высокие, купольные, поэтому очень ответственный этап работ.  На данный момент извне финансовая поддержка стихла, держимся только на помощи митрополита Александра, который всегда помогал нам. На строительные материалы еще как-то достаю средства, а вот на зарплаты уже сложней. Хочу отметить, что возведение храма идет с применением самых последних технологий в области строительства. Те же краски сейчас здесь совершенно другие: снаружи никакого левкаса, а покрывается поверхность такой специальной текстурной краской – «бронебойной». А сверху здание силиконовой краской покрываем, которая воду не пропускает. Стройку не останавливаем ни на один день.  Завершить строительство планируем к осени этого года.

Беседовала Татьяна Бирюкова
https://mitropolia.kz/news/eparchy/3501-svyatynya-vosstavshaya-iz-pepla-intervyu-s-nastoyatelem-khrama-vo-imya-arkhangela-mikhaila-v-sele-turgen-ieromonakhom-varsonofiem-larionovym.html

Перейти к верхней панели